Недостаточно знания, необходимо также применение; недостаточно хотеть, надо и делать.

Иоганн Вольфганг Гете

Опрос

Пригодились ли вам знания немецкого языка в жизни?

Календарь публикаций

 Праздники Германии

 

   

«Немецкая литература»

  • Поделиться ссылкой
Понедельник, 10 ноября 2014 23:35 Прочитано 5182 раз

Паспорт программы

Название программы — «Немецкая литература

Авторы программы — Дворжецкая Лариса Владимировна и Макарова Наталья Ивановна

Направление образовательной деятельности — иностранный язык — немецкий язык

Срок реализации — два учебных года

Количество часов в неделю/год — 1 час /34 часа

Возрастная группа обучающихся — 10-11 кл.

 

Целеполагание

Понимание идейно-образного содержания иноязычного художественного произведе­ния.

Формирование представления о немецкой литературе на протяжении всего её развития.

 

Ожидаемые результаты

1. Повышение мотивации изучения немецкого языка.

2. Повышение культурного уровня.

3. Повышение интереса к изучению литературы страны изучаемого языка.

 

Материально-техническое обеспечение. Компьютер, магнитофон, мультимедия

Методическое обеспечение — методические разработки к видеоурокам.

Пересечение с образовательным стандартом (в %) — 100%

 

Пояснительная записка к курсу «Немецкая литература»

В связи с произошедшим в последние годы изменением социокультурного контекста изучения иностранного языка изменилась и система преподавания ИЯ. На первый план в преподавании иностранных языков выдвинулись идеи европеизации языкового образования, междисциплинарности, интегративности, проективности, рефлексии, гуманизации, демократизации, филологизации, вариативности образовательных процессов.

Реализация идей гуманизации и гуманитаризации школьного образования требует более широкого приобщения учащихся к достояниям мировой культуры. В этом плане значение курса «Немецкая литература» трудно переоценить, поскольку именно художественная литература является тем предметом, где учащийся опосредованно встречается с целым комплексом историко-культурных и языковых особенностей страны изучаемого языка.

Чтение литературных произведений выдающихся немецких авторов способствует духовному обогащению школьников, развитию их эстетического вкуса и этических взглядов. Анализ немецкой поэзии и прозы не только стимулирует мыслительную деятельность старшеклассников, но и повышает мотивацию обучения, а также способствует развитию креативности и расширению кругозора учащихся. Подобранные с учетом интересов, возрастных и индивидуальных особенностей школьников произведения немецкоязычной литературы будут пробуждать интерес к личности автора, его чувствам, желаниям, представлениям о мире. Появляется и желание прочесть произведение немецкого автора целиком в оригинале.

Учащиеся имеют возможность познакомиться с произведениями немецкой литературы от эпохи средневековья до романтизма и критического реализма в XIX и XX веке, с произведениями, которые вошли в золотой фонд мировой литературы. «Моя страсть, моя родина, колыбель моей души!» — писала Марина Цветаева о Германии. Нет ни одного значительного поэта, которого не задело бы звучание немецкой лиры.

Примечательно, что обогащение ребят знаниями по истории немецкой литературы («Песнь о Нибелунгах», немецкие народные песни, шванки, народная книга в XVI веке, литературное движение «Буря и натиск», Возрождение в Германии) помогает им понять и историю русской литературы, что в совокупности способствует повышению интеллектуального уровня школьников.

 

ЛИТЕРАТУРНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

I. Знания основных эпох и направлений немецкой литературы

1) средневековая литература,

2) народная поэзия 16 века,

3) период упадка в 17 веке,

4) литература эпохи просвещения и классицизма,

5) романтизм,

6) современная литература.

 

2. Знание современных родов, видов и жанров немецкой литерату­ры

1) Эпические произведения:

— сказка (народная, волшебная, авантюрная, бытовая, философская),

— новелла,

— роман (рыцарский, приключенческий, героико-романтический, социальный, роман-эпопея, роман в стихах, сатирический, ро­ман-памфлет).

2) Лирические и лирико-эпические произведения:

— басня,

— поэма,

— баллада,

— лирическая поэзия (любовная лирика, пейзажная, философская, политическая).

3) Драматические произведения:

— драма,

— трагедия,

— комедия (лирическая, сатирическая).

3. Знание ведущих представителей того или иного литературного нап­равления, в том числе наиболее популярных среди детей и юношества пи­сателей Германии.

4. Знание основных средств художественной выразительности (мета­фора, гипербола, сравнение, эпитет, гротеск, антитеза, аллегория) и умение использовать их для характеристики стиля писателя.

 

СТРАНОВЕДЧЕСКИЕ И ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Понимание идейно-образного содержания иноязычного художественного произведе­ния невозможно без соответствующего восприятия учащимися страноведческого фона этого произведения. В связи с этим при прохождении курса необходимо уделять особое внимание лексическим единицам с национально-культурным компонентом, встречающимся в процессе чтения. К ним относятся:

— фоновая лексика, т.е. страноведчески значимая: имена собственные, фразеологиз­мы, пословицы, афоризмы, историзмы, идиомы и т.д.);

— реалии (слова, обозначающие предметы национальной культуры, события обществен­ной и культурной жизни страны, географические названия и т.д.). В ряду национальных реалий важное место занимают имена литературных персонажей. Отдельные образы утратили первоначально присущее им бытовое или историческое значение и превратились в психологические категории (например, Eulenspiegel– символ народной хитрости, ловкости; dieSchildbürger — символ глупости). Такие имена могут быть использованы как материал для сравнения, аналогий и выра­жения эмоциональных позиций говорящих.

— безэквивалентная лексика (слова, не имеющие аналогов в родном языке).

 

ТЕМАТИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

В круг чтения подростков и старших школьников входят произведения, тематика которых отражает следующие явления действительности:

а) морально-этические проблемы добра и зла, дружбы, любви, тематика которых отражает следующие явления действительности: справедливости, взаимоотношений взрослых и детей и другие, которые могут найти отражение в устно-речевом общении на основе и в связи с художественным текстом, значительно обогатив содержательный план речи;

б) культурно-бытовые темы (музыка, спорт, путешествия, профессиональная деятельность и др.), которые также широко представлены в художественных произведениях;

в) социальные темы (борьба с насилием, проблемы войны и мира, расизм и т.д.).

 

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ

Программа курса предусматривает формирование у учащихся целого ряда общеучебных и специальных умений. Первая группа позволяет учащимся овладеть наиболее ра­циональными приёмами умственной деятельности, а вторая — адекватно воспринимать художественное произведение и отразить свои мысли и чувства в самостоятельном высказывании по поводу прочитанного.

Сформированность вышеуказанных умений зависит от интеллектуальных, психоло­гических и возрастных характеристик учащихся. В связи с этим данные умения клас­сифицированы и представлены в соответствующих разделах программы по этапам.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ПРОВЕДЕНИЯ

КУРСА «НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Программа курса рассчитана на два этапа: 1-ый этап (10 класс), 2-ой этап (11 класс). Это обусловлено многоцелевым характером курса, его взаимосвязью с уровнем владения языком, а также с возрастными особенностями развития памяти, мышления, с мотивами деятельности.

Каждый этап имеет свои задачи, особенности содержания и организации обуче­ния, в целом же курс обеспечивает полноту и системность формируемых знаний и умений.

 

1-й этап

Основной задачей первого этапа является привитие интереса к немецкой художественной литературе на немецком языке в процессе знакомства с произведениями разных жанров, доступными учащимся в содержательном и языковом отношении.

Курс «Немецкая литература» способствует развитию умений чтения с широким использованием языковой и контекстуальной догадки.

Как известно, чтение иноязычного художественного произведения представляет собой сложнейшую умственно-творческую деятельность по восприятию и осмыслению содержащейся в нём информации, в свою очередь, перед учителем на первом этапе стоит задача пос­тепенной подготовки учащихся к глубокому пониманию содержания и смысла художест­венного произведения.

Важным содержательным моментом является развитие устно-речевой активности учащихся на основе и в связи с прочитанным художественным произведением или его фрагментом.

Чтению отводится значительное место в учебном процессе. Достаточно большой запас лексики и уже освоенная грамматика дает возможность предложить учащимся тексты занимательные, информативные, проблемные, соответствующие их возрастным интересам.

Чтение всегда имеет выход в речь, а иногда и в письменную практику. После текста дается примерная беседа по содержанию, включающая вопросы учителя и его высказывания по обсуждаемым проблемам, стимулирующие вовлечение учащихся в заинтересованный разговор–дискуссию.

Ключевая задача первого этапа — формирование элементарных умений интерпрета­ции художественного произведения

— Умение передачи содержания прочитанного на фактологическом уровне (для этого необходимо владеть умением трансформации текстового материала, начиная с элементарного опущения, преобразования языковой формы, а также умением сокращения пред­ложения или отдельных его частей, частичной замены текста своими словами, передача содержания эпизодов, связанных одним коммуникативным стимулом, и т.д.).

— Умение формулировать свою точку зрения по поводу прочитанного, подкрепив её аргументами (примерами из текста). Для этого необходимо владеть умением гибкого оперирования текстовым материалом: свободно находить в тексте отдельные факты, де­тали, высказывания действующих лиц и т.д.

— Умение оценивать поступки, действия литературных героев, выражать своё отноше­ние к персонажам, давать сравнительные характеристики героям произведений.

— Умение прогнозировать дальнейшее поведение героя, продолжить повествование.

— Умение передать главную мысль прочитанного отрывка, выделить существенное, оп­ределяющее в характеристике героя.

— Умение выделять проблему и видеть ее связь с общественным развитием.

— Умение определять основные жанры художественных текстов.

Одной из задач первого этапа курса является формирование умений восприятия на слух звукозаписи несложных в языковом и содержательном отношении художествен­ных произведений (стихи, проза, инсценировка) в исполнении носителей языка, обладающих высоким мастерством чтеца. Это позволит закрепить владения основными интонационными средствами, расширит представление учащихся о произносительных стилях и повысит эмоциональную восприимчивость подростка к художественному слову.

Что касается письма, то перед учителем на первом этапе стоит задача развить у учащихся следующие умения:

  • составить конспект лекций о писателе и его творчестве;
  • составить и написать план прочитанного художественного произведения или фрагмента;
  • написать изложение прочитанного небольшого прозаического произведения или фраг­мента романа, повести;
  • передать письменно содержание прочитанной истории от другого лица 
  • сделать письменный перевод с немецкого языка на русский небольшого художественного произведения (стихотворения, короткого рассказа) или фрагмента романа, повести, стараясь сохранить общее настроение и форму произведения.

Сформировать и развить все перечисленные выше специальные (речевые) умения можно, опираясь на следующие общеучебные умения, связанные с переработкой знаний и организацией воспринятого материала:

  • умение отбирать факты, отбрасывать ненужное, второстепенное;
  • умение замены, сокращения, упрощения или усложнения;
  • умение устанавливать временные и причинно-следственные связи;
  • умение делать предположения, выводы;
  • умение привести пример, сделать сравнение, дать оценку.

Немаловажную роль играют также умения межличностного общения: умение выслу­шать собеседника, понять его позицию, высказать своё мнение, согласиться, возра­зить, доказать свою точку зрения.

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ «НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

В основе методической организации процесса обучения лежит трехчастная форма выполнения коммуникативно-ориентированных заданий. Практически любое задание может выполняться в три этапа:

  • подготовительный,
  • исполнительный,
  • итоговый.

Содержание данных этапов может меняться в зависимости от того, какой вид работы используется на данном уроке: основанный на тексте или основанный на задании, т.е. когда учащиеся строят собственные высказывания без опоры на заранее данные тексты. Работа, основанная на тексте, обычно выполняется по формуле «предъявление – практика – продукция». Работа, основанная на задании, имеет траекторию «выполнение задания – вычленение нужного языкового материала – включение нового материала в речевую практику».

1-й ЭТАП

На первом этапе решение поставленных задач может осуществляться через до­машнее чтение. При чтении отрывков одного произведения непонимание отдельных мо­ментов текстового фрагмента может компенсироваться на уроке во время обсуждения прочитанного, что облегчает прочтение следующего отрывка. Одновременно у учащихся создаётся более целостное впечатление.

Для успешного решения комплекса задач, стоящих перед учителем, на данном эта­пе необходимо знание некоторых возрастных особенностей развития мышления средне­го подростка.

В подростковом возрасте мыслительные процессы претерпевают значительные из­менения. Интенсивно идет интеллектуальное развитие, формируется умение оперировать гипотезами. Эффективность смысловой, логической памяти начинает преобладать над механическим запоминанием. При этом совершенствуется аналитико-синтетическая работа мышле­ния.

Учащийся, анализируя предмет или явление, способен уже вскрыть его существенные признаки, свойства, выйти на более высокий уровень осмысления.

Такие изменения мыслительной деятельности учащегося положительно влияют не только на восприятие им художественной литературы, но и на потенциальные речевые возможности при обсуждении художественных произведений.

2-й ЭТАП

Основной задачей 2-го этапа является ознакомление с развитием литературы в целом; развитие интереса к творчеству наиболее интересных её представителей, к пер­соналиям авторов.

На 2-ом этапе учащиеся продолжают знакомиться с различными родами, видами и жанрами немецкой литературы, включая более сложные для восприятия и осмысления произведения, имеющие также большой объем (новеллы, отрывки из поэм, пьес, романов). Знакомство с произведениями 17 и 18 веков, отличающимися, как прави­ло, серьёзностью философской и политической мысли, требует более высокого уровня интеллектуального развития, сформированности теоретического мышления, осознанной мотивации, а иногда и более серьёзных познаний в области истории и политики.

Продолжается работа по расширению страноведческих фоновых знаний, определён­ная совокупность которых должна подвести учащихся к адекватному восприятию ориги­нальной художественной литературы.

Чтение произведений, вошедших в программу курса, направлено на дальнейшее развитие умений чтения с постепенным выходом на неадаптированную худо­жественную литературу. На втором этапе обучения и к предваряющей работе (сообщение учителем об особенностях литературной эпохи, творчестве данного писателя, страноведческие комментарии учителя и ознакомление с новыми словами) можно привлекать школьников, с тем, чтобы они самостоятельно подготовили доклад/реферат о том или ином писателе.

На данном этапе учащиеся овладевают более высоким уровнем развития умений смысловой переработки текста, к которым относятся:

  • умение выявить основную идейную, эстетическую и эмоциональную информацию худо­жественного произведения или фрагмента;
  • умение выявить более глубокий подтекст, раскрыть содержание текста, мысли автора, когда авторское суждение или обобщение отсутствует.

Ключевой задачей 2-го этапа является развитие более высоких умений интерпре­тации художественного текста.

Это следующие умения:

  • умение выносить развёрнутые оценочные суждения о творчестве писателя в целом, об образах литературных героев, делая это, аргументировано, с привлечением фактоло­гической информации из текстов;
  • умение охарактеризовать стилистические особенности произведения (для чего необходимо распознавать основные средства художественной выразительности, виды и жанры произведений);
  • умение дать эстетическую оценку всего произведения в целом или отдельного фрагмента;
  • умение воссоздать воображаемые жизненные положения героя, предысторию или продол­жение прочитанного отрывка;
  • умение соотносить художественное произведение со своим личным опытом и морально-этическими установками, с действительностью, ранее прочитанными книгами, с дру­гими видами искусства.

Учащиеся продолжают совершенствоваться в умениях выполнения письменных твор­ческих заданий на основе и в связи с прочитанным материалом. К ним следует отнести: умение написать конспект, сочинение, отзыв.

Программа предусматривает на 2-ом этапе дальнейшее формирование у учащихся элементарных навыков художественного перевода. Художественный перевод рассматривается вданном случае не только как сопоставление двух языковых систем, но и двух культур, двух иноязычных цивилизаций. Необходимо способствовать формированию следу­ющих умений:

  • подобрать лексико-семантический или грамматический эквивалент, обусловленный кон­текстом;
  • осуществить необходимую лексическую и грамматическую трансформацию для сохране­ния адекватности в переводе;
  • передать общий смысл предложения, абзаца, фрагмента.

Задачи, стоящие перед учителем на 2-ом этапе, обусловливают также более вы­сокий уровень владения общеучебными умениями и навыками, в частности такими, как:

  • умение самостоятельно излагать мысли, суждения, свою точку зрения на проблему;
  • умение оперировать основными функционально-смысловыми типами речи: описанием, по­вествованием, рассуждением;
  • умение классифицировать, объединять и обобщать факты, явления;
  • умение провести сравнение по аналогии;
  • умение аргументировать и контраргументировать мысли и суждения и др.

 

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА 2-м ЭТАПЕ

Мышление школьников ещё более интеллектуализируется. Их мыслительная деятель­ность характеризуется более высоким, уровнем обобщения и абстрагирования, склон­ностью к углублённому анализу фактов, явлений, закономерностей и связей. Мышление учащихся этого возраста приобретает личностный характер, связанный с их стремле­нием к самоопределению и выработке своего мировоззрения. Развитие формального мыш­ления отмечено пристрастием к свободному рассуждению, обмену мнениями, спорам, ди­скуссиям.

Возрастным психологическим особенностям подростков, таким образом, отвечают все те работы с текстом, которые предполагают выработку обобщённых приёмов ум­ственной деятельности, установление логических связей между элементами и частя­ми текста, их причинно-следственных зависимостей.

Во время урока следует использовать задания, побуждающие учащихся к самостоятельному поиску решений, постановке проблем, создавать установки на твор­чество.

На старшем этапе возрастает роль групповой работы как средства реализации естественной потребности старшеклассников к общению. Творческие формы работы способствуют созданию атмосферы заинтересованного изучением творчества писателя, выхода на его серьезный анализ и организации так называемых интеллектуальных бесед на основе и в связи с прочитанным материалом. К таким творческим формам работы относятся:

  • ролевые игры,
  • инсценировки,
  • проекты: исследовательские, творческие, информационные, межпредметные.

Применение таких форм работы обуславливается владением учащимися большим объемом разнообразных предметных связей, необходимых для решения данной проблемы, и творческих умений:

  • умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях;
  • умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы;
  • умение прогнозировать последствия того или иного решения. 

Большое значение в успешном прохождении курса, как и на 1-ом, так и на 2-ом этапе, имеют межпредметные связи, в первую очередь, с курсами российской и зару­бежной истории и литературы. Полученные учащимися на уроках литературы сведения об основных литературоведческих понятиях существенно облегчает им анализ и интер­претацию произведений немецкой художественной литературы на языке оригинала. Зна­ния же, приобретённые школьниками в ходе знакомства с курсом зарубежной истории, способствуют лучшему пониманию взаимосвязи творчества того или иного писателя с общественным развитием и мировым творческим процессом.

Главной особенностью 2-го этапа является то, что он носит системообразующий характер. Известно, что всякое образование неизменно опирается на полноту и системность полученных знаний.

В основу системного подхода к курсу «Немецкая литература»положены литературно-исторический и проблемно-тематический подходы.

Литературно-исторический подход является традиционным, достаточно опробованным в школе и имеет свои преимущества.

Во-первых, он позволяет взглянуть на ли­тературный процесс с точки зрения его генетической и закономерной последовательности. Так, для ясного и полного понимания современной немецкой литературы необходи­мо знать не только ближайшее, но и далекое прошлое этой литературы. Во-вторых, история литературы составляет важнейшую часть истории культуры. Крупнейшие писатели-классики всегда находились в центре интеллектуальной жизни своего времени, они являлись создателями и основными деятелями культуры.

Принцип историзма позволяет связать излагаемый материал с эпохой, настроением общества тех лет, глубже понять корни того или иного литературного явления.

При литературно-историческом подходе фигура писателя может быть рассмотрена во всей своей полноте.

Сущность проблемно-тематического подхода состоит в том, что в ходе изучения литературных произведений учащиеся не просто знакомятся с какой-либо проблемой в контексте определенной тематики, но путем сравнения специфики авторского стиля и литературной эпохи самостоятельно делают вывод об особенностях национального характера и общечеловеческом контексте произведения, приобщаются к творческой деятельности.

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(основная характеристика литературных эпох)

I–е полугодие (10 класс) 

1. Средневековье

а) Героический эпос

Бурная эпоха великого переселения народов послужила материалом для различных эпических сказаний древних германцев. Они бытовали в устной традиции и лишь не­многие были записаны. "Песнь о Хильдебранте" — единственный крупный памятник раннего средневековья. В основе её — подлинные исторические события, трансфор­мированные в народной памяти.

б) «Песня о Нибелунгах», написанная в 12 веке, отражает реальные исторические события — гибель Бургундского государства под ударами гуннов. 1 и 2части включают в себя 39 глав.

Особенности:

а) источники,

б) наличие большого круга персонажей,

в) рифма,

г) героический пафос произведения.

2. Рыцарский роман

В последней трети 12 века в Германии развивается рыцарский или куртуазный роман (подражание французским образцам).

Роман — как ответ на эстетические запросы рыцарства. Положительный герой — средоточие добродетелей, что внушает мысль об исключительности рыцарского сословия.

Г. фон Страсбург — «Тристан и Изольда» (ок. 1210, неоконченное произведение) написано по мотивам древнего сказания. Усилена гуманистическая направленность. Роман — гимн могучему чувству любви.

3. Народное поэтическое творчество.

а) Народные песни, их особенности и тематика.

"Королевские дети", "Дочь кузнеца". "Песнь". "Песнь портного".

б) Сатирические произведения.

Шванки и особенности их как литературного жанра.

Сборники „Wegkürzer“ 1557 и „Schimpf und Ernst“ 1522, „Narren“

в) Уленшпиль 1515

Великая крестьянская война и реформация, их влияние на развитие немецкойлитера­туры. Народные книги.

г) "Жители Шильды" 1598

Анонимная сатира на "дураков". Коллективный герой. Сатирическая иморально-дидак­тическая направленность. Отрывки: Wie die Schildbürger das Tageslicht in ihr Rathaus tragen wollten“, „Gras auf der Mauer“, „Hilfe dem Nussbaum“

4. Ганс Сакс

Крупнейший представитель немецкого бюргерства эпохи Возрождения.

Майстерзанг — искусство ремесленников. Вклад Г.Сакса в развитие майстерзанга, фастнахтшпили и шванки.

DasKältebrüten

5. Немецкая литература 17 века

Экономический и политический кризис и его влияние на развитие литературы. Усиление феодальной раздробленности, крепостной зависимости.

Гримммельсхаузени его роман "Симплицисиус" — отражение чаяний широких демокра­тических кругов, обездоленных войной. Острое отражение социально-политических вопросов. Гриммельсхаузен — политический писатель Германии 17 века. Преобладание реалистичных тенденций. Отрывки (3, 8 гл.)

6. Просвещение

Причины возникновения просветительского движения в Германии. Представители просветительского реализма – И.Готинг, Х.Иллерт.

 

7. Лессинг (1729-1781).

Лессинг как революционный просветитель. Его биография. Лессинг – эстет. «Лаокоон».

а) „MinnavonBarnhelm“ 1765.

Первая немецкая реалистическая комедия против пруссачества, сословных предрассуд­ков и национализма.

б) „EmiliaGalotti“ 1772.

Пьеса — предшественница штюрмерской драматургии. Сценический успех. Социально-политическая проблематика. Эмилия как идеальный трагический образ, символ морального торжества добродетели.

в) „NathanderWeise“.

Драма, обличающая религиозный фанатизм, националистические и церковные предрассудки. Матон, как рупор авторской идеи. Художественное своеобразие песен.

г) Басни 1759.

Определение жанра. Демократическая направленность. Разоблачение конкретных пороков немецкого общест­ва.

Произведения „Der Besitzer des Bogens“, „Der Tanzbär“

Эпиграммы: „An den Leser“, „Hänschen schlau“, „Das schlimmste Tier“

 

II-е полугодие (10 класс)

8. Движение "Буря и натиск".

Представители раннего этапа движения: Гёте, Ленц, Гердер, Клингер, Шубарт, Бюргер. Теория штюрмеров (по Гердеру). "Буря и натиск" как немецкий вариант сентимента­лизма. Лирический герой бурных гениев.

9. Поэзия Бюргера 1747-1794.

Бюргер как представитель левого крыла «штюрмеров».

Уровень эстетической культуры произведений Бюргера. Баллада "Дикий охотник", стихотворения "Крестьянин — своему тирану" 1773.

10.Творчество Гёте.

Характеристика эпохи. Биография

а) Лирика.

Главный герой — духовно богатый, бросающий вызов современному обществу человек. Близость фольклору и новаторство. Интимная лирика. Произведения „Willkommen und Abschied“, „Hеidenröslein“, „Mailied“, „Prometheus“, „Auf dem See“, An den Mond“, „Mignon“ идр.

б) Баллады.

Связь с народным творчеством. Художественные средства.

Произведения „Der Fischer“, „Der Erlkönig“, „Der Schatzgräber“.

в) «Страдания молодого Вертера» 1774 — „DieLeidendesjungenWerthers“— продолжение интимно-лирической тематики. Роман в письмах. Социальная направленность произведения. Сюжетная линия романа.

г) «Эгмонт» 1788 — „Egmont“. Нидерланды 16 век. Основа трагедии — социально-исторический конфликт. Эгмонт как символ борьбы за национальную свободу.

д) «Фауст» (Первая публикация I796).

История создания. Структура произведения. Образ Фауста как носителя главной идеи произведения. Сюжетные линии. Оптимизм трагедии.

 

11. Творчество Фридриха Шиллера.

Характеристика эпохи. Биография. Эпические взгляды Шиллера.

а) «Коварство и любовь» 1783 — „KabaleundLiebe“.

Основной конфликт трагедии. Фердинанд как выразитель авторских взглядов. «Коварство и любовь» — вершина реализма в драматургии «Бури и натиска».

б) Баллады.

Острый драматический сюжет как отличительная черта.Тематика: Сотрудничество с Гёте. Произведения „Der Handschuh“, „Die Bürgerschaft“; „Der Taucher“.

в) Вильгельм Телль 1804 — „Wilhelm Tell — поэтическое завещание драматургии.Швейцария в 17 веке. Тема национального единства и независимости.Образ Телля: "Мысль о себе — последняя у храбрых".

 

11 класс (I–е полугодие)

1. Романтизм.

Характеристика эпохи, причины возникновения. Неоднородность литературных тече­ний. Фридрих Шлегель и Иенская школа.

2. Генрих Клейст.

Гейдельбергские романтики. Герои Клейста. Мрачный и трагический колорит произве­дений „MichaelKohlhaas“ 1810, „DerzerbrocheneKrieg“ 1804.

3. Братья Гримм.

Вклад в развитие немецкой философии. СловариГриммов. Сказки „Dornröschen“, „Hänsel und Gretel“, „Das tapfere Schneiderlein“.

4. Гофман.

Самый известный и талантливый прозаик немецкого романтизма. Сказки, повести. Герой — маленький человек феодального общества. Ансельм — типичный герой, романтический мечтатель.

KleinZachesgenanntZinnober“ 1819 — насмешка над немецким филистерством.

5. Шамиссо.

Главная тема творчества — протест немецкого народа против социально-политическо­го гнёта.

PeterSchlemilswunderbareGeschichte“ 1813 — отражение противоречий современного общества.

6. Вильгельм Хауф.

Новеллистика и сатирические произведения.

Сказки „Der Zwerg Nase“, „Das kalte Herz“, „Die Geschichte vom Kalif Storch“.

7. Л. Уланд

Баллады, романсы, драмы. Патриотизм творчества.

DieWanderung“, „VaterländischeGedichte“ 1842.

8. Поэзия революционных лет — 1848 год.

Людвиг Берне и "Молодая Германия"

Георг Бюхнер — революционер-демократ, предшественник немецкой реалистической литературы. Поэзия Г. Гервега, Фейлиграта, Г.Веерта,

9. Генрих Гейне.

Германия в первой половине I9 века.

Биография поэта.

а) „DieHarzreise“(1824) — отражение политических задач, конфликт личности, ищущей справедливости.

б) Лирика — „Junge Leiden“ 1821.

Любовнаялирика. Стихотворения „Die Lorelei“, „Ein Jüngling“, „Ein Fichtenbaum“, „Herz, mein Herz“.Политическаялирика: „Die Weber“ 1844, „Romanzero“, „Letzte Gedichte“

в) «Германия. Зимняя сказка» 1844 — „Deutschland. Ein Wintermärchen“

Вершинапоэтическойлирики. Историясоздания.Главы I, 3. Оптимистическийхарактер произведения. Гейне как поэт революционер.

 

11 класс (2-е полугодие)

10. Литература 50 – 90-х годов.

Германия после поражения революции 1848г. Влияние сил реакции на литературу.

Вильгельм Раабе, Теодор Шторм („PolePoppenspäler“, „RomeoundJulia“).

Готфрид Келлер. Новеллы.

Теодор Фонтане („JohnMaynard“).

11. Критический реализм.

Г. Хауптман.

Влияние натурализма („VorSonnenaufgang“).

 „DieWeber“ 1897. История создания. Значение произведения. Сцены 1,2.

12. К. Генрих Манн.

Произведения „Professor Unrat“ 1905, „Der Untertan“ 1914. Сатира на буржуазное общество конца 19 века (гл. 1,6).

Исторический роман Генриха Манна.

13. Томас Манн.

Гуманистическиетенденциитворчества.

„Tonio Kröger“ 1904, „Der Zauberberg“ 1924, „Mario und der Zauberer“ 1927

DieBuddenbrooks“ 1901 – первый общественный роман XX века в немецкой литературе; четыре поколения.

Главы романа стр. 290-308

14. Бернард Келлерман.

Тема: социальные последствия технического прогресса. Произведения „Der Tunnel“ 1913, „Der Totentanz“ 1948.

15. Леонард Франк.

 „DieRäuberbande“ 1914.Изображение мелкобуржуазной среды в Германии. Влияние идей Шиллера и Карла Мея.

DerMenschistgut“ 1917 — против ненависти разных народов, против войны.

Links, wodasHerzist“ 1952 — роман-автобиография, итог жизни и творчества.

16. Современные писатели Германии.

Г. Бёль. „Erzählungen

В. Борхерт. „Draußen vor der Tür“

Д. Ноль. „Die Abenteuer des Werner Holt“

З. Ленц

 

Немецкая литература

Тематическое планирование

 10 класс (34 часа), 2014 — 2015 уч. г. 

 Название темы

 

Кол-во часов

 

1.

 

 

2.

 

3.

4.

 

 

 

 

5.

6.

 

7.

8.

 

 

 

 

 

9.

10.

11.

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

13.

1-ое полугодие

Немецкая литература Средневековья.

а) Героический эпос.

б) Песня о Нибелунгах.

Рыцарский роман.

Готфрид фон Страсбург «Тристан и Изольда».

Любовная рыцарская поэзия.

Народное поэтическое творчество 16 века.

а) Немецкая народная песня.

б) Сатирические произведения.

с) «Тиль Уленшпигель».

г) Жители Шильды.

Творчество Сакса.

Немецкая литература 17 века.

а) Гриммельсхаузен и его роман «Авантюрист Симплицисиус»

Немецкая литература эпохи просвещения.

Творчество Г.Э.Лессинга.

а) Басни.

б) «Мина фон Барнхельм».

в) «Эмиллия Голотти».

г) Натан Мудрый.

 

 2-ое полугодие

Движение «Буря и натиск».

Поэзия Г.А.Бюргера.

Творчество И.В.Гёте.

а) Лирика И.В.Гете.

б) Баллады.

в) «Страдания юного Вертера».

г) «Эгмонт».

д) «Фауст».

Творчество Ф.Шиллера.

а) «Коварство и любовь».

б) Баллады Ф.Шиллера.

в) «Вильгельм Телль».

Обобщение пройденного материала

2 ч.

 

 

2 ч.

 

1 ч.

4 ч.

 

 

 

 

2 ч.

2 ч.

 

 

1 ч.

3 ч.

 

 

 

 

 

 

1 ч.

2 ч.

6 ч.

 

 

 

 

 

6 ч.

 

 

 

2 ч.

 

 Используемая литература

1. Крайнова Л.Е. «Хрестоматия по немецкой литературе», Корона-Принт, Петербург. 2. Мартенс К.К., Левинсон Л.С. «Немецкая литература», Просвещение.

3. Яковлева Л.Н. «Немецкая литература», Просвещение.

4. Отрывки из оригинальных произведений немецких поэтов и писателей.

 

Немецкая литература

Тематическое планирование

11 класс (34 часа), 2014 – 2015 уч. г.

 №

 Название темы

Кол-во

часов

 

 

 

 1

 2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

 

 

 

 

 9

 10

 

 

 

 

 11

 12

 13

 14

 15

 16

 17

 18

 19

1-ое полугодие

Романтизм.

Генрих фон Клейст.

Братья Гримм.

Гофман.

Хауф.

Уланд.

Обобщение пройденного материала.

Г. Гейне.

а) Биография и творческий путь.

б) «Путешествие по Гарцу».

в) Лирика Г.Гейне.

г) «Германия. Зимняя сказка».

Поэзия революционных лет.

Итоговый урок.

 

Всего за 1-ое полугодие

 

 2-ое полугодие

50 – 90-ые годы 19 века.

Критический реализм.

Г.Хауптман.

Г.Манн.

Т.Манн.

Б.Келлерман.

Л.Франк.

Современные писатели ФРГ.

Бёлль, Борхерт, Ремарк, Ноль, Вольф, Киш.

 

Обобщение пройденного материала

 

Всего за 2-ое полугодие

 

 1 ч.

 1 ч.

 1 ч.

 1 ч.

 1 ч.

 1 ч.

 1 ч.

 

 1ч.

 2ч.

 2ч

 2ч.

 1ч.

 1ч.

 

16ч.

 

 1ч.

 2ч.

 1ч.

 2ч.

 2ч.

 2ч.

 2ч.

 4ч.

 

 

 

2ч.

 

18ч.

 

Используемая литература

1. Крайнова Л.Е. «Хрестоматия по немецкой литературе», Корона-Принт, Петербург 2. Мартенс К.К., Левинсон Л.С. «Немецкая литература», Просвещение.

3. Яковлева Л.Н. «Немецкая литература», Просвещение.

4. Отрывки из оригинальных произведений немецких поэтов и писателей.

 

Соответствующий файл Вы можете скачать во вложении:

Рабочая программа "Немецкая литература" 10-11класс.doc  151 КБ

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика