Приказывают тому, кто сам себе не умеет повиноваться.

Фридрих Ницше

Опрос

Пригодились ли вам знания немецкого языка в жизни?

Календарь публикаций

 Праздники Германии

 

   

«Страноведение»

  • Поделиться ссылкой
Четверг, 20 ноября 2014 16:00 Прочитано 5137 раз

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Название курса — «Страноведение»

Автор программы курса — учитель немецкого языка Дворжецкая Лариса Владимировна

Направление образовательной деятельности — иностранный язык — немецкий язык

Срок реализации — один учебный год

Количество часов в неделю/год — 1 час /34 часа

Возрастная группа обучающихся — 10кл. или 11 кл.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение мотивации изучения немецкого языка.

2. Повышение культурного уровня.

3. Положительное отношение к культуре и истории другого народа, к его обычаям и традициям.

4. Развитие страноведческой мотивации.

Материально-техническое обеспечение —  компьютер, магнитофон, мультимедиа

Методическое обеспечение — дидактические материалы к текстам журнала vitamin de, собственные методические разработки

Пересечение с образовательным стандартом (в %) — 100%

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТРАНОВЕДЕНИЕ»

В преподавании иностранных языков, в связи с внедрением идеи европеизации языкового образования, не последнюю роль в качественном преподавании немецкого языка играет вариативность. Ведь не секрет, что рамки урока не позволяют в полном объёме реализовать идеи учителя и все составляющие компоненты образовательного процесса. В этом плане значение курса «Страноведение» трудно переоценить, поскольку именно Страноведение является тем предметом/курсом, где учащийся опосредованно встречается с целым комплексом страноведческого материала и языковых особенностей/реалий страны изучаемого языка благодаря применению учителем разных учебных пособий.

Предлагаемый курс входит в состав гуманитарного профиля обучения на старшей ступени школы. Он служит для внутрипрофильной специализации учащихся при изучении немецкого языка. Курс «Страноведение» направлен на развитие способностей учащихся использовать немецкий язык как средство образования и самообразования в области культуроведения, страноведения и лингвострановедения, на их художественно-эстетическое развитие при изучении иностранного языка и иноязычных культур, на удовлетворение их современных познавательных интересов в страноведческом и культуроведческом освоении мира и коммуникативных потребностей  в межкультурном общении.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Для достижения высоких результатов рекомендуется вести работу по аутентичным учебным пособиям, использовать современные виды организации работы учащихся на уроке, применяя индивидуальные, парные, групповые и командные виды работы, делать акцент на заданиях в формате Единого государственного экзамена.

Программа данного курса рассчитана на 34 часа. Периодичность занятий 1 раз в неделю в течение учебного года. Данный курс интегрирован с такими школьными предметами как география, история, МХК, литература, информатика.

ЦЕЛИ КУРСА:

— развитие страноведческой мотивации;

— расширение страноведческих знаний стран изучаемого языка;

— осознавать явления действительности своей страны, своей культуры путем сравнения их с иной действительностью и культурой;

— совершенствование умений адекватно вести себя в процессе официального и неофициального общения;

— воспитание толерантности к иной культуре.

Элективный курс «Страноведение» направлен на обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения, способствующих более полному учету интересов, склонностей и способностей учащихся и создания условий для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и настроениями в отношении продолжения образования.

ТЕМАТИКА

Тематика элективного курса включает изучение историко-культурных корней германской цивилизации, германской символики, культурно-исторических вех в развитии Германии, социокультурных особенностей модели германского образования, лингвистического, архитектурного и религиозного наследия, социокультурного портрета современной германской молодежи и современной европейской семьи. Для прохождения курса используются учебные пособия по страноведению немецкоязычных стран в сопровождении с мультимедиа-программой  “Planet” и видеоматериалы серии “Turbo”.

Курс «Страноведение» ориентирован не только на сообщение фактических знаний об истории, экономике, но и призван знакомить учащихся с информацией, значимой для них, во время пребывании в Германии. Учащиеся должны уметь не только воспринимать, но и понимать феномены иной культуры.

Чтобы курс для учеников был действительно интересным и мотивировал на изучение НЯ и в целом курса лучше всего провести среди учеников опрос «Какие темы нужно включить в соответствующий курс». 

Курс рассчитан на учащихся 10-11 гуманитарных классов с высокой мотивацией, достаточной подготовкой по языку, планирующих сдавать выпускные и вступительные экзамены по предмету.

Умело подобранные темы должны пробуждать у учеников любознательность, интерес, поэтому очень важно при отборе тем, руководствоваться принципом интегративности:

- знакомство с современной жизнью и важными культурными традициями не только Германии, немецко-говорящих стран Европы, но и России;

- включение общеевропейских реалий;

- знакомство с различиями между отдельными странами;

- дать представление о единстве немецкого языкового пространства.

 

ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ВЛАДЕТЬ СЛЕДУЮЩИМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ:

Страноведческие и лингвострановедческие знания.

В ходе прохождения материала курса уделяется особое внимание лексическим единицам с национально-культурным компонентом, встречающимся в процессе чтения текстов из молодёжных журналов. К ним относятся:

— фоновая лексика, т.е. страноведчески значимая: имена собственные, фразеологизмы, пословицы, афоризмы, историзмы, идиомы и т.д.;

— реалии: слова, обозначающие предметы национальной культуры, события общественной и культурной жизни страны, географические названия и т.д. В

— безэквивалентная лексика: слова, не имеющие аналогов в родном языке.

Социокультурные знания и умения: важно уметь осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания, полученные на уроках, о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка. При этом нужно владеть:

- сведениями о социокультурном портрете немецко-говорящих стран;

- фоновой лексикой;

- распространенными образцами фольклора;

- общепринятыми нормами речевого этикета;

Компенсаторные умения:

- умение догадываться о значении незнакомых слов по контексту;

- использование синонимов, антонимов.

Специальные учебные умения:

- умение находить социокультурные реалии при работе с текстом;

- умение семантизировать слова на основе языковой догадки.

 

РАЗРАБОТАННЫЙ КУРС ОБЕСПЕЧИВАЕТ И ПОЗВОЛЯЕТ РЕАЛИЗОВАТЬ:

1. Вариативность обучения иностранному языку: это даёт возможность учащимся сформировать собственную траекторию обучения языку.

2. Поликультурность и языковой плюрализм: они способствуют процессу непрерывного развития языковой личности. Важность развития культуры учащихся диктует усиление работы над социокультурной компетенцией при овладении иностранным языком и создает благоприятные условия для диалога культур немецко-говорящих  стран и России.

3. Индивидуализацию процесса обучения: она предусматривает создание условий, в которых каждый учащийся в полной мере может проявить свои способности и индивидуальность. Введение профилизации в новом школьном стандарте направлено на индивидуализацию процесса обучения. Это позволит учесть тип мышления, памяти, темперамента, внимания учащихся и выстроить индивидуальный план обучения. Будут учтены личные интересы и опыт учащихся и обеспечена их мотивация.

Индивидуализация предполагает использование различных технологий, учитывающие возрастные особенности старших школьников, их способности, интересы и потребности. В связи с этим будут введены и апробированы следующие технологии:
• Когнитивные (проектная деятельность, конференции, дискуссии, рассмотрение и интерпретация отдельных случаев и явлений, решение проблем).
• Сотрудничающие (ролевые игры, интерактивные презентации, совместноесоставление диалогов и презентаций).
• Контролирующие (тестирование, устный зачет).
• Мультимедийные (аудио-, видео-, компьютерные программы).

4. Открытость: новые форматы аттестаций учащихся в 9 и 11 классах (ЕГЭ, ОГЭ) заставили учащихся и учителей развивать умения выполнения тестовых заданий и навыки самооценки.

5. Автономию: в новом стандарте образования обращается внимание на важность учебно-познавательной компетентности, т.к. без этого невозможна успешная социализация выпускников. У учащихся должны быть сформированы умения самостоятельно работать, использовать различные стратегии, успешно решать проблемы, связанные с изучением языка.

6. Интернационализацию образования: она стимулирует мобильность учащихся, дает им возможность учиться в ВУЗах, где ряд предметов преподается на иностранном языке. Интернационализация обеспечивает такой важный момент, как воспитание средствами иностранного языка. У учащихся развиваются такие положительные качества личности, как гражданственность, патриотизм, толерантность, эмпатия.

7. Интегративность и комплексность: они обеспечивают полифункциональность и межпредметность обучения. Профильный предмет «Страноведение» предполагает интеграцию иностранного языка с историей, географией, экономикой, литературой и информатикой.

 

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Формы контроля.

Для проверки навыков письменной речи учащиеся пишут письменные работы после каждого раздела, навыков устной речи – составляют монологи и диалоги в формате ЕГЭ. После каждого цикла проводится обобщающий нетрадиционный урок, на котором учащиеся защищают свои творческие индивидуальные, парные и групповые проекты. Для контроля обученности после изучения курса проводится тест, составленный учителем по изученному материалу. Для контроля обученности навыкам монологической и диалогической речи проводится устный зачет. Таким образом, контроль носит постоянный и всесторонний характер.

Предусматривается и креативная работа над иллюстрацией чёрно-белых географических карт, что поможет нагляднее представить изученный материал. 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№пп

Тема урока

Кол-во часов в неделю

1.

Общие сведения о немецко-говорящих странах Европы: география, государственная символика.

2 часа

2.

Возникновение и  развитие немецко-говорящих европейских государств. Выдающиеся личности.

4 часа

3.

Немецкий язык. Его отличительный особенности в Федеральных землях Германии.

2 часа

4.

Немецко-говорящие страны Европейского Союза.

3 часа

 

5.

Современное общество Германии. Стереотипы.

2 часа

 

6.

Политическая и партийная система  Германии.

 

2 часа

7.

Современные традиции немецкого общества.

 

4 часа

8.

Современная немецкая молодежь: семья, образование, выбор профессии, увлечения

6 часов

9.

Историческое и культурное наследие немецко-говорящих стран

 

6 часов

10.

Ландшафтные памятники немецко-говорящих стран

 

3 часа

 

Итого:

34 часа 

ЛИТЕРАТУРА

Краткий курс истории Германии 2010 г., «Германия: цифры и факты», “ Deutsch für das Berufsleben”, “Klar-Sicht”, „Planet“, видеоматериалы  “Turbo”, Aussichten”, vitamin de, страноведческие тексты актуальной прессы и тесты

Соответствующий файл Вы можете скачать во вложениях:

Рабочая программа элективного курса Страноведение 10-11кл.pdf  129 КБ

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика