Недостаточно знания, необходимо также применение; недостаточно хотеть, надо и делать.

Иоганн Вольфганг Гете

Опрос

Пригодились ли вам знания немецкого языка в жизни?

Календарь публикаций

 Праздники Германии

 

   

Обучение лексической стороне речи

  • Поделиться ссылкой
Четверг, 02 октября 2014 23:34 Прочитано 5333 раз

Как известно, с помощью лексики передаётся и воспринимается содержательная сторона речи. В связи  с этим работе над лексической стороной речи уделяется значительное внимание. Чтобы правильно спланировать свою деятельность и деятельность учащихся по овладению лексическим аспектом речи, учителю нужно знать цели и задачи, содержание и методику работы над лексической стороной речи.

Основная цель работы над лексикой в школе состоит в формировании лексических навыков. В программе по иностранным языкам определены конечные и промежуточные требования к владению лексическим минимумом в различных видах речи учащимися разных классов. На примере отдельных уроков из «Книги для учителя» нужно проследить за тем, как распределяется и дозируется лексический материал по урокам и как формируются конкретные задачи по обучению лексическим навыкам.

Так же, как и при обучении грамматической стороне речи, особого внимания заслуживает вопрос о выделении отдельных компонентов в структуре содержания обучения лексической стороне речи. Условно можно выделить следующие компоненты: а) лексический минимум -  активный и рецептивный; б) объективные трудности усвоения лексического минимума определённой языковой категорией учащихся; в) психологическую характеристику лексических навыков и специфику их взаимодействия с грамматическими и слухо-произносительными навыками в речи; г) лексические реалии изучаемого иностранного языка; д) тематику.

В соответствии с действующей программой лексический минимум на каждом этапе строго составляет определённое количество лексических единиц, которые учащиеся должны употреблять в речи и понимать при чтении и на слух. Под лексическими единицами понимаются отдельные слова и устойчивые словосочетания, характеризующиеся единством значения и требующие самостоятельных усилий для их усвоения в речи.

В зависимости от характера речевой деятельности различают активный и пассивный лексический минимум. В активный, или продуктивный, словарь входят слова, которые учащиеся должны употреблять в устной речи для выражения своих мыслей. Пассивный, или рецептивный, словарь составляют слова, которые учащиеся должны понимать при чтении и слушании иноязычной речи. Пассивный словарь увеличивается за счёт потенциального словаря, включающего слова, о значении которых учащиеся могут догадываться по сходству с родным языком, по словообразовательным элементам, с опорой на контекст.

Одним из компонентов содержания обучения лексической стороне речи является лексический навык. В методической литературе выделяют экспрессивные и рецептивные лексические навыки. Под экспрессивными навыками понимаются навыки, интуитивно правильного словоупотребления и словообразования в устной речи в соответствии с ситуациями общении и целями коммуникации. Под рецептивными лексическими навыками понимаются навыки узнавания и понимания лексического материала в рецептивных видах речевой деятельности: аудировании и чтении.

Очень важным компонентом содержания обучения лексической стороне речи является и взаимосвязь лексических навыков с грамматическими и слухо-произносительными.

Для того чтобы сформировать у учащихся лексический навык, учитель должен чётко представлять себе этапы работы над лексическим материалом.

Одни методисты выделяют следующие этапы:

- ознакомление с новым материалом;

- первичное закрепление;

- развитие умений и навыков использования лексики в различных видах речевой деятельности.

Другие  выделяют другие этапы:

- введение;

- семантизация нового слова и первичное его воспроизведение;

- этап тренировки и создание динамических лексических связей в заданных пределах в однотипных речевых ситуациях;

- этап создания динамических речевых связей. 

Литература. 

1. Н.И. Гез., М.В. Ляховицкий. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1982, с.205-213

3. А.П. Старков. Обучение английскому языку в средней школе. – М., 1978, с.64-68

4. Л.С. Андреевская-Левенстерн. Методика преподавания французского языка в средней школе. – М., 1983, с.98-105

5. К.И. Саломатов, Т.А. Волкова. Первые шаги в профессию учителя иностранного языка. – Л., 1979, с.103-104

 7. К.И. Саломатов, С.Ф. Шатилов. Практикум по методике преподавания иностранных языков. – М.. 1985

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика