Недостаточно знания, необходимо также применение; недостаточно хотеть, надо и делать.

Иоганн Вольфганг Гете

Опрос

Пригодились ли вам знания немецкого языка в жизни?

Календарь публикаций

 Праздники Германии

 

Метод проектов: Самореализация и саморазвитие

  • Поделиться ссылкой
Вторник, 14 октября 2014 00:28 Прочитано 4714 раз

Социально-нравственное самоопределение и выбор будущей профессии – одни из самых важных, и в то же время самых трудных вопросов, на которые учащиеся должны дать правильный ответ, чтобы потом, когда ЕГЭ уже будут позади и получено высшее образование, можно было бы сказать, что сделал правильный шаг в выборе своей профессиональной деятельности, что можешь в полной степени реализовать себя, применив свои способности и склонности к этой области.

Ведь только на практике можно понять, правильно ли ты сделал выбор, подходит ли тебе выбранная тобою профессия или нет. Если человек никогда не пробовал шить, рисовать, петь или танцевать, откуда он может узнать про свои способности и наклонности, про свой талант.

Профориентационная работа и оказание психологической поддержки, беседа с родителями, друзьями и одноклассниками, средства массовой информации, а так же изучение спроса на рынке труда играют в самоопределении и самореализации немаловажную роль. Но это не практика. А лишь теория, статистика. На помощь должен прийти процесс обучения в школе. Учебная деятельность – это ведь не только посещение уроков и выполнение домашних заданий, это и участие во внеклассных школьных и внеурочных внешкольных мероприятиях, где значимое место отводится проектной деятельности, где ученики практически могут применить свои таланты.

Метод проектной работы давно уже нашёл широкое распространение в методике преподавания иностранных языков. И всем уже известно, что слово «проект» происходит от латинского «proicere» и означает «планировать, предполагать, изобретать, предпринимать».

Именно проектная деятельность может помочь ученикам найти себя, определиться с выбором профессии и выбрать свою социальную позицию.

Важным в проектной работе является практически полная автономия учащихся. Они должны учиться сами распределять роли, назначать ответственных за те или иные задания внутри группы, собирать идеи форм презентации защиты проекта, определять вспомогательные средства. А учитель должен лишь оказывать помощь и поддержку в составлении алгоритма реализации проекта. Ученик для себя самостоятельно определяет последовательность выполнения и решения поставленной перед ним задачи, сам выбирает наиболее эффективные стратегии для достижения цели.

Применяя метод проектов, как на уроках, так и за рамками урока, у учеников развиваются такие умения как:

- синтезировать, а затем анализировать собранный ими материал;

- находить много вариантов решения задачи и выбрать наиболее оптимальный вариант;

- прогнозировать последствия не только своего решения, а если это надо, то и решение других участников;

- слушать и слышать собеседника;

- аргументировано высказывать свою точку зрения;

- использовать языковые средства, применяя ИКТ;

- анализировать ошибки и полученный продукт (рефлексия).

Участие в проектной деятельности способствует, прежде всего, «развитию навыков социального взаимодействия и сотрудничества в группе, социальной гибкости, коммуникативной толерантности и социально-психологической компетентности», а так же положительному самовосприятию учащихся» (1).

Проектная деятельность помогает ученикам «осознать их индивидуальность и уникальность, развивать уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии. Помогает ребятам в получении знаний с целью самопознания, активизации умения с наибольшей отдачей реализовать свою инициативу и возможности».

Например, в ходе работы над проектом, ученик попробовал себя в роли поэта, а именно, сделал прекрасный перевод стихотворений с русского на немецкий язык или наоборот, или сам написал стихотворение. Не подозревая о таких своих способностях, ученик задумывается над тем, что может связать свою профессию с литературой или с переводческой деятельностью. Пробуя свои силы и дальше в этой сфере, в конечном итоге, может найти подтверждение правильности выбора. Либо это может стать хобби.

Рассмотрим другой пример. В нашем мире компьютеризации появляется всё больше профессий, связанных с компьютером. Ученики, которым нравится работать с компьютером, порой находятся на перепутье при выборе профессии. Что же интереснее? Что же именно для меня? Где я могу наилучшим образом реализовать свои потребности и возможности? И вот здесь на помощь опять приходит проектная деятельность. Сейчас очень распространено применение новых компьютерных технологий в учебном процессе, таких как создание видеороликов и видеофильмов. Последнее время мы с ребятами успешно работаем в этой области. И ученики, которые вместе с учителем информатики овладевают сложную технику монтажа, записи звука, применяя анимационные эффекты с учётом определённой продолжительности фильма, приходят к выводу, что они могут себя реализовать, став режиссером, звукорежиссёром, кинооператором и т.д. И пришли они к такому выводу потому, что именно это для них стало наиболее увлекательным, именно в этом они достигли прекрасных результатов.

Применяя метод проектов, мы помогаем ученикам раскрыть и применить на практике их скрытые способности, и понять, где и как ученик может их применить.

Может возникнуть вопрос, а каким образом проходит распределение заданий, в ходе реализации которых происходит выявление скрытых или уже известных имеющихся способностей? Конечно же, при направляющей роли учителя и желании самих учеников.

Но иногда, ученик в силу того, что другие из-за своей неуверенности отказываются выполнять то или иное задание, берёт на себя эту ответственность и прекрасно с ней справляется, пробуя при этом впервые свои силы, нередко открывая в себе скрытый потенциал руководителя.

Исполняя в ходе проекта инсценированные песни, участвуя в театрализованных постановках, оформляя декорации, рисуя настоящие шедевры, изготавливая национальные костюмы и различные необходимые аксессуары, выступая на сцене порой с большой по объёму выученной ролью, ученики имеют возможность попробовать себя в разных ипостасях и определить для себя, что же для них ближе, интереснее, что же, по их мнению, у них получается лучше всего.

За два года, применяя новые компьютерные технологии, мы успешно реализовали такие проекты на немецком языке как:

1. «Музеи игрушек Баварии» – Лауреаты конкурса «Юные таланты Московии» жанр «Страноведение» немецкий язык.

2. «Шрумдирум и мы» – 2-ое место во Всероссийском конкурсе «Друзья немецкого языка»

3. «Мы чтим память погибших: Виктору Талалихину посвящается». Лауреаты конкурса «Юные таланты Московии» жанр «Страноведение» немецкий язык.

4. «Никогда не забывать» - Лауреаты конкурса «Юные таланты Московии» жанр «Страноведение» немецкий язык. Работа была так же представлена на Международном конкурсе проектов «Сопротивление вчера и сегодня» и от России была направлена в Интернациональный комитет узников концлагеря Маутхаузен в Австрии.

5. «Памятник дружбы» - 1 место в городе в конкурсе «Баварские мотивы»

Все проекты получили высокую оценку жюри конкурсов.

И некоторые ребята, зная, что они уже могут сделать на «5», выступают в этой же роли и в следующем проекте, тем самым развивая и дальше свои способности. Рефлексия после представления выполненного предыдущего задания помогает ученику определить, что в этот раз нужно сделать по-другому, что в этот раз надо изменить, т.е. идёт процесс саморазвития, где ученик начинает самостоятельно, без посторонней помощи, вносить коррективы, улучшая свою роль, совершенствуя при этом свои способности.

Результативность представленных проектов в последующие годы:

- Проект "Мы - против мусора" - Диплом победителя в номинации 

- Московский городской конкурс "Малая лингва" на иностранном языке - 1 место 

- Международный конкурс научно-исследовательских проектов "Школа за экологию" - 2 место

Автор учитель немецкого языка дворжецкая Л.В.

Используемая литература (1):

Сафонова Л.В. «Школа самоопределения».

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика