Ни в чем не проявляется так характер людей, как в том, что они находят смешным.

Иоганн Вольфганг Гете

Опрос

Пригодились ли вам знания немецкого языка в жизни?

Календарь публикаций

 Праздники Германии

 

Обучение монологической речи

  • Поделиться ссылкой
Четверг, 02 октября 2014 16:09 Прочитано 13158 раз

Целью обучения монологической речи в средней школе является формирование речевых монологических умений. Под монологическим умением понимается умение логически и последовательно (связно), достаточно полно, коммуникативно-мотивированно, достаточно правильно в языковом отношении творчески пользоваться языковыми средствами иностранного языка для выражения мыслей при говорении.

Для формирования указанных качеств монологических умений необходима система соответствующих упражнений. В методической литературе приводятся критерии, которые определяют виды монологических упражнений:

1) Вид монолога, который развивает упражнение

- сообщение, повествование, описание;

2) Виды коммуникативных функций, выполняемых монологической речью

- информативная, воздействующая, оценочная;

3) Объем (полнота), развернутость высказывания;

4) Связность и логичность изложения мыслей;

5) Характер речевого творчества (комбинирование лексико-грамматических средств для выражения мысли);

6) Лексико-грамматическая и синтаксическая правильность оформления монологического высказывания;

7) Виды опор при выполнении упражнений (тема, ситуация, текст, наглядность и т.д.).

Формируя монологические умения, необходимо иметь в виду:

1) Коммуникативные задачи;

2) Объем высказывания, который должен увеличиваться от этапа к этапу обучения;

3) Степень связности, логичности, аргументированности при изложении мыслей в монологической речи;

4) Лексико-грамматическую правильность монологической речи;

Подсистема монологических упражнений, учитывающая коммуникативные задачи, должна развивать эти основные качества монологического связного высказывания.

При обучении монологической речи выделяют два этапа:

1. Этап овладения основами монологического высказыванию.

2. Этап формирования и совершенствования монологических умений.

На начальном этапе широко используется наглядность: картинки, серии картинок, диафильмы, эпифильмы – для овладения навыками употребления ранее усвоенного языкового материала (лексического, грамматического) в самостоятельных высказываниях. Последовательность использования опор на младшем этапе:

1) Предметная и изобразительная наглядность;

2) Текст;

3) Ситуация;

4) Тема.

Эта последовательность меняется на среднем и старшем этапах обучения, где широко используется в качестве опоры для развития монологических умений опорная схема (зачин, главная часть, заключение).

Последующая динамика развития монологических умений идет в направлении от описания картинок по теме к построению рассказа по теме, близкой учащемуся (моя семья, мой класс и т.д.). Речь учащихся приобретает качества информативной монологической речи по теме.

На этапе совершенствования монологических умений по опорам (текст, наглядность, ситуация, комментирование картинок) их речь приобретает подлинно коммуникативный характер.

Текст как опора при обучении монологической речи имеет важное значение. Работа с текстом предполагает выполнение ряда упражнений, связанных с его пересказом. Пересказ текста по вопросам, ключевым словам и т.д., с расширением контекста, заменой ситуаций в тексте, придумыванием окончания текста по прочитанной первой части и т.д. развивает многие качества монологических умений. Работа с текстом, особенно на этапе совершенствования монологических умений, проходит в творческих упражнениях (обсуждение поступков героев, критическая оценка действий и событий и т.д.). Тема, как правило, является заключительным этапом работа над совершенствованием монологического высказывания.

При планировании фрагмента урока по обучению монологической речи следует учитывать следующие условия, определяющие успешность овладения этим видом речевых умений:

1. Требования программы к уровню владения монологической речью.

2. Особенности условий и этапы.

3. Характер опор и последовательность их использования при выполнении упражнений.

Литература

1. Л. С. Андреевская-Левенстерн. Методика преподавания французского языка в средней школе. – М., 1983, с. 146-155.

2. А.П. Старков. Обучение английскому языку в средней школе. – М., 1978, с. 119-132.

3. С.К. Фоломкина. Обучение чтению. – В кн.: Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1981, с. 267-287.

4. С.Ф.  Шатилов. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – Л., 1977, с. 146-247.

5. З.И. Клычникова. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. – М., 1973, с. 21, 23, 36-45, 66-90.

6. О.Д. Кузьменко, Г. В.  Рогова. Учебное чтение, его содержание и формы. – Иностранные языки школе, 1970, №5, с. 22-31.

7. К.И. Саломатова, С.Ф. Шатилова. Практикум по методике преподавания иностранных языков. – М.. 1985

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика