Обучение лексической стороне речи
Как известно, с помощью лексики передаётся и воспринимается содержательная сторона речи. В связи с этим работе над лексической стороной речи уделяется значительное внимание. Чтобы правильно спланировать свою деятельность и деятельность учащихся по овладению лексическим аспектом речи, учителю нужно знать цели и задачи, содержание и методику работы над лексической стороной речи.
Основная цель работы над лексикой в школе состоит в формировании лексических навыков. В программе по иностранным языкам определены конечные и промежуточные требования к владению лексическим минимумом в различных видах речи учащимися разных классов. На примере отдельных уроков из «Книги для учителя» нужно проследить за тем, как распределяется и дозируется лексический материал по урокам и как формируются конкретные задачи по обучению лексическим навыкам.
Так же, как и при обучении грамматической стороне речи, особого внимания заслуживает вопрос о выделении отдельных компонентов в структуре содержания обучения лексической стороне речи. Условно можно выделить следующие компоненты: а) лексический минимум - активный и рецептивный; б) объективные трудности усвоения лексического минимума определённой языковой категорией учащихся; в) психологическую характеристику лексических навыков и специфику их взаимодействия с грамматическими и слухо-произносительными навыками в речи; г) лексические реалии изучаемого иностранного языка; д) тематику.
В соответствии с действующей программой лексический минимум на каждом этапе строго составляет определённое количество лексических единиц, которые учащиеся должны употреблять в речи и понимать при чтении и на слух. Под лексическими единицами понимаются отдельные слова и устойчивые словосочетания, характеризующиеся единством значения и требующие самостоятельных усилий для их усвоения в речи.
В зависимости от характера речевой деятельности различают активный и пассивный лексический минимум. В активный, или продуктивный, словарь входят слова, которые учащиеся должны употреблять в устной речи для выражения своих мыслей. Пассивный, или рецептивный, словарь составляют слова, которые учащиеся должны понимать при чтении и слушании иноязычной речи. Пассивный словарь увеличивается за счёт потенциального словаря, включающего слова, о значении которых учащиеся могут догадываться по сходству с родным языком, по словообразовательным элементам, с опорой на контекст.
Одним из компонентов содержания обучения лексической стороне речи является лексический навык. В методической литературе выделяют экспрессивные и рецептивные лексические навыки. Под экспрессивными навыками понимаются навыки, интуитивно правильного словоупотребления и словообразования в устной речи в соответствии с ситуациями общении и целями коммуникации. Под рецептивными лексическими навыками понимаются навыки узнавания и понимания лексического материала в рецептивных видах речевой деятельности: аудировании и чтении.
Очень важным компонентом содержания обучения лексической стороне речи является и взаимосвязь лексических навыков с грамматическими и слухо-произносительными.
Для того чтобы сформировать у учащихся лексический навык, учитель должен чётко представлять себе этапы работы над лексическим материалом.
Одни методисты выделяют следующие этапы:
- ознакомление с новым материалом;
- первичное закрепление;
- развитие умений и навыков использования лексики в различных видах речевой деятельности.
Другие выделяют другие этапы:
- введение;
- семантизация нового слова и первичное его воспроизведение;
- этап тренировки и создание динамических лексических связей в заданных пределах в однотипных речевых ситуациях;
- этап создания динамических речевых связей.
Литература.
1. Н.И. Гез., М.В. Ляховицкий. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1982, с.205-213
3. А.П. Старков. Обучение английскому языку в средней школе. – М., 1978, с.64-68
4. Л.С. Андреевская-Левенстерн. Методика преподавания французского языка в средней школе. – М., 1983, с.98-105
5. К.И. Саломатов, Т.А. Волкова. Первые шаги в профессию учителя иностранного языка. – Л., 1979, с.103-104
7. К.И. Саломатов, С.Ф. Шатилов. Практикум по методике преподавания иностранных языков. – М.. 1985
- Обучение лексической стороне речи.docx 14 КБ (2363 Скачиваний)